Труды классиков природосообразной педагогики

 

 

 

 

Из книги

Валентина Кумарина

«Педагогика природосообразности и реформа школы»

(М.: «Народное образование», 2004,

ISBN   5-87953-191-0)

 

Аннотация

К читателю

Оглавление

 

 

 

Аннотация

Политики и чиновники разного уровня привычно называют образование основой экономического развития страны, её духовного возрождения. Но может ли образование нынешнего качества, и прежде всего массовая общеобразовательная школа, выполнить столь сложную задачу? Автор книги даёт методологический анализ системы образования и на его основе - отрицательный ответ на поставленный вопрос, всесторонне аргументирует свою точку зрения.

Система образования, которую мы унаследовали от царской России и советской власти и которую усиленно реформируем, модернизируем, остаётся недееспособной, неизменной в своей сути, продолжая продуцировать недоучек, рабочих низкой квалификации и дипломированных люмпенов.

Выход из этой ситуации - возврат к научной, природосообразной педагогике, преодоление стереотипов, лженаучных принципов организации образования.

Книга адресована руководителям органов образования, педагогическому сообществу и родителям, как самым заинтересованным в том, чтобы школа перестала высасывать здоровье детей и калечить их нравственно.

 

К читателю

Почему Россия оказалась в яме беспросветной нищеты, вымирания и нравственной деградации? Почему расположенная в тех же северных широтах Канада занимает первое место по уровню жизни, а мы опустились на 57-е и продолжаем опускаться?

Самый общий и, конечно, правильный ответ лежит на поверхности. Советский Союз, оказавшийся в руках фанатичного и жестокого диктатора, а после него — в руках бездарных временщиков, только тем и занимался, что либо готовился к войне, либо воевал ради всемирного торжества неосуществимой коммунистической идеи. А кроме того, беспощадно вырубал свою элиту, которая, как известно, является мозгом нации и её государства.

Вторая мировая война формально закончилась победой СССР, но мы потеряли в ней десятки миллионов работоспособных, продуктивных людей (15-20% населения). За обзаведение ядерным оружием тоже пришлось заплатить экономическим и нервным перенапряжением.

А во что обошёлся хрущёвский волюнтаризм? Он привёл к окончательному разорению сельского хозяйства на территории русской, системообразующей части страны и перекачке людских и финансовых ресурсов на бесплодную целину.

Холодная война, начатая Хрущёвым, тоже завершилась так, как и должна была завершиться, раздев страну донага.

Финал — афганская война. После неё мы уже просто не могли оправиться: «партия и правительство» добили остатки генофонда, без которого страна фактически стала банкротом — обескровленный народ не мог произвести почти ничего из того, что было бы конкурентоспособным.

Дальше — несколько лет без руля и без ветрил, по инерции, в сплошном тумане и горбачёвской болтовне, к сдаче Восточной Европы (от бессилия!) и к закономерному развалу страны.

Непоправимая ошибка «демократов» и царя Бориса состояла в том, что они не поняли и не понимают, что при доле высококвалифицированной, конкурентоспособной рабочей силы всего в 5% (в Германии — 56%, в США — 43%, в Англии — 38%) никакие экономические реформы невозможны! 95% неквалифицированной рабочей силы способны только на то, чтобы разворовать или в просто «перевести в стружку», в брак, любые кредиты.

Почему мы семьдесят лет прогрессивно беднели на качество «рабсилы»? На качество управляющей элиты? На качество нравственности, из которого сразу повылазили коррупция, рэкет, чиновничий беспредел, организованная преступность, мафия? Во многом потому, что советская система образования,— она же прусско-царская,— недееспособна, не нацелена на главное богатство всякого общества, на решающий экономический и нравственный фактор — на неисчерпаемый ресурс, который заключён в человеке. За все годы существования СССР его школа никогда не занималась выявлением, раскрытием, взращиванием и реализацией врождённых способностей. Все годы она занималась «общим развитием», «всесторонним развитием личности», «подготовкой к жизни», т.е. пробавлялась высокопарной болтовнёй, которая не поддаётся никакой проверке, никакому контролю, никакой оценке. Отсюда и «государственный образовательный стандарт», который своей одинаковостью создаёт видимость социальной справедливости, а фактически является рабочим инструментом уравниловки и принудиловки: и лирику, и физику, и скотнику, и плотнику — одинаковое, совершенно несъедобное меню, которое застревает в горле врождённых способностей, до удушения, до инвалидности и преступной профессиональной дезориентации. Вот куда, в какую провальную яму, сливается высшая производительность труда, которую Ленин, один из гениев ХХ века рассматривал как первый, определяющий и решающий критерий для оценки жизненной устойчивости и человечности любого социального устройства, любого государства.

Есть ли выход? К счастью, да. Спасение школы, всего народного образования, радикальное решение проблемы подготовки конкурентоспособных кадров для промышленности и сельского хозяйства — целиком в руках научной, природосообразной педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко. Для КОРЕННОЙ реформы школы в этом направлении не требуется никаких дополнительных финансовых вливаний, как их не требуется для лечения путём закаливания: вот тебе душ Шарко, а вот прорубь с ледяной водой. Полный курс этой педагогики с методикой его применения и даётся в этой книге и в хрестоматии, которая к ней прилагается.

Материалы этой книги, а также основная часть Хрестоматии, опубликованы в журнале «Народное образование», начиная с 1996 г.

 

                        Валентин Кумарин,

                                               доктор педагогических наук,

                                               профессор

 

 

 

Оглавление

 

К читателю

 

Часть I. Школа без выбора

Исторический урок советской школы

Какая педагогика – такая школа

Как «научные дидакты» догнали и перегнали «научных психологов»

Зачем «научным психологам» понадобились задатки, или Самая страшная глава в учебнике Дистервега

Концепция Луначарского, или Умные люди от добра добра не ищут

Макаренко, какого мы никогда не знали, или по какому пути реформировать школу

Советская педагогика как зеркало марксистской схоластики

«Воспитывающее обучение» -  любимое детище «государственного образовательного стандарта»

 

Часть II. Хрестоматия

Аксиомы Коменского, или Научная экскурсия по «Великой дидактике»

Там, где доверились Коменскому

Там, где продолжают искать «собственный путь»

У нас всё лучшее: школы, университеты. Почему мы тогда живём хуже всех?

Аксиомы Джона Локка

Аксиомы Песталоцци  и психология

Современный комментарий к «Аксиомам Песталоцци»

К.Д.Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии

В.Кумарин. Кто ставит на науку – ставит на победу. Комментарий к статье К.Д.Ушинского

Российские дети – не биозаготовки для «государственного образовательного стандарта!»

Книга, слитая с судьбой. Послесловие.

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz