К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 1, 2009

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. Макаренко:

достояние здравого смысла

 

История знает немало имён замечательных учителей, к педагогическому таланту которых, воплощённому во всей их подвижнической жизни, люди обращались, тянулись как к животворному источнику. К плеяде таких учителей относится Антон Семёнович Макаренко — гениальный педагог XX столетия, выдающийся представитель социально-педагогического направления в воспитании. В русле этого направления развивалась и его деятельность как писателя, публициста, общественного деятеля. Это уникальный в истории педагогики пример органического сочетания работы педагога-мыслителя, практика и художника слова.

Он верил в безграничные возможности воспитания, потому что посредством воспитания стремился сделать человека счастливым. Ситуация, сложившаяся сегодня с самим детст-юм, вновь и вновь вынуждает возвращаться к педагогике А.С. Макаренко. Работая с детьми, оторванными от семьи, от школы, лишившимися нормального детства, педагог установил важнейший факт: именно разрыв социальных связей, отношений и искривляет развитие юной личности. И наоборот, их восстановление выправляет её развитие. Отсюда и задача воспитателя — восстановить нормальные отношения между личностью и обществом. Антон Семёнович определяет основу человеческих отношений своей знаменитой формулой: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Являясь продолжателем мировой гуманистической педагогической мысли, Антон Семёнович вернул к достойной жизни три тысячи детей, юношей и девушек с трудной судьбой. Ни один из них не вернулся на преступный путь, многие воспитанники погибли в сражениях Великой Отечественной войны, снискав славу и уважение советских граждан. Его педагогика оптимистична, целеустремлённа и технологична.

Художественные произведения писателя Макаренко — «Педагогиче­ская поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» — оказали поло­жительное влияние на миллионы читателей во всём мире.

Педагогика Макаренко — это не набор технических отмычек для раз­ных педагогических загадок. Это — осмысленный, содержательно насы­щенный образ жизни и одновременно выверенная программа деятельности по воплощению этого образа. Прежде всего, это гуманитарная технология, то есть практика построения условий выращивания, становления и разви­тия человеческого в человеке.

Чтобы осмыслить масштаб и глубину педагогических идей А.С. Макаренко, необходимо вернуться в 20-е годы прошлого века. Тогда перед педагогом стояли две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, он должен был вернуть беспризорному ребёнку человеческое обличье и тем самым дать ему возможность полноценной жизни в обществе. Однако в каком обществе? Ведь старые формы общественной жизни были разрушены или дискредитированы, а новые существовали лишь в идеологии.

Отсюда второе: нужно экспериментально нащупать и утвердить главный смысл, абрис и структуру этого нового и беспрецедентного человеческого сообщества. Нужно было найти осмысленную, одновременно реабилитирующую и развивающую форму человеческого общежития, форму совместной полноценной жизни и деятельности взрослых и детей. Для решения этих задач Макаренко создаёт гениальный проект, реализация которого потребовала от него поистине героических усилий.

Социально-педагогический проект Макаренко стоит в одном ряду с такими деяниями отечественных учёных, как космический проект Королёва или атомный проект Курчатова. К сожалению, педагогический подвиг Антона Семёновича в современной педагогике всё ещё не осознан и не проанализирован. А время настоятельно требует нового прочтения и нового понимания образовательного опыта А.С. Макаренко. Ещё ждёт своего часа сочувственное, внимательное изучение наследия Антона Семёновича, в котором он раскроется и как гениальный педагог, и как блестящий социальный психолог, и как теоретик педагогической антропологии. Успешное разрешение злободневных проблем социального воспитания на основе отечественных педагогических открытий А.С. Макаренко, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию нашей страны и росту международного авторитета России.

От имени правления Международной и Российской макаренковской ассоциации мы обращаемся к своим соотечественникам — работникам образования, науки и культуры, родителям, активистам трудовых коллективов, молодёжных и детских организаций, управленцам и бизнесменам, сотрудникам по работе с молодёжью: все, кому близко и дорого дело воспитания, кто стремится своими действиями приблизить дни лучшей жизни для наших детей, присоединяйтесь к работе нашего макаренковского содружества! Поможем детям — возродим Россию!

 

 

Редакция

 

 

 

 

К оглавлению «Альманаха Макаренко» № 1, 2009

 

 

 



Hosted by uCoz