|
Труды классиков
природосообразной педагогики |
|
|
КАКИМ
БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЮ? Г.Б. Корнетов ©
Г.Б. Корнетов — составление, вступительная статья, примечания к книге Джон
Дьюи: От ребёнка к миру, от мира – к ребёнку. М.:Карапуз,
2009 (ISBN 978-5-8403-1539-2). © ООО Издательский дом «Карапуз», 2009 (www.Karapuz.com). Серия «Педагогика детства» |
|
|
Трудности и противоречия образования Образование — уникальная сфера общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех её субъектов, начиная от государства и заканчивая каждым отдельным человеком. Оно обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, создавая одновременно предпосылки для его изменений и динамичного развития. То, чем будет Россия завтра; то, какие люди будут её населять; как они будут работать и взаимодействовать, во многом зависит от того, каким будет образование, к какой жизни оно будет готовить человека, какие идеалы будет реализовывать в педагогической практике, к моделям какой общественной жизни будет стремиться. Напомним читателю, что образование по результатам своего воздействия на человека крайне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, оно обеспечивает само становление человека, вводит его в мир культуры и человеческих отношений, развивает качества, без которых невозможны его творческая деятельность и жизнь в обществе. С другой стороны, образование формирует стереотипы послушания и подчинения, лишает самостоятельности, приучает человека чувствовать себя зависимым и освобожденным от ответственности принимать решения. Эти деструктивные аспекты образования, на которые ещё в середине XVIII столетия обратил внимание Жан-Жак Руссо (1712-1778), особенно очевидными стали на рубеже Х1Х-ХХ вв. Именно в эту
эпоху мощное массовое демократическое движение поставило в повестку дня
вопрос о коренной реформе не только государственного порядка и общественных
отношений, но и всех сфер жизни общества, в том и числе и образования. «Тайна духовного порабощения, — писал в Исторически образование возникло и развивалось как способ приобщения растущего ребёнка к социальным и культурным нормам, которым он должен следовать, общаясь с другими людьми, осуществляя практическую и мыслительную деятельность. В истории человечества эти нормы освящались традициями и религиозными заповедями, подкреплялись законами, обосновывались ссылками на благо воспитанников и интересы общества. Педагогика на протяжении длительного времени развивалась как директивная система, требующая безусловного повиновения ученика учителю. «Так называемая наука педагогика, — писал Л.Н.Толстой,— ...смотрит на образовывающегося человека как на существо, совершенно подчинённое воспитателю» ([2]. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. — М., 1989. — С. 207). Ребёнок традиционно воспринимается как незрелое, неподготовленное к жизни, несамостоятельное существо, которое следует оберегать, вскармливать и взращивать, воспитывать и обучать, готовить к подлинной «всамделешней» взрослой жизни. Такой взгляд, с одной стороны, автоматически ставит взрослого в позицию человека, ответственного за жизнь и здоровье ребёнка, нынешнее и будущее благополучие, за его образование. С другой стороны — предполагает, как само собой разумеющееся, необходимость его безусловного подчинения, послушания и повиновения воле взрослого. И сегодня воспитатели никак не могут (и не хотят!) признать провозглашённое Я. Корчаком ([3] Корчак Януш (1878-1942) — польский педагог, детский писатель, врач, общественный деятель) «право ребёнка быть тем, что он есть», «высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нём и приговорах» ([4] Корчак Я. Как любить ребёнка // Педагогическое наследие./Пер. с польск. - М., 1991. - С. 22.) Стремление взрослого воспитать и обучить ребёнка во имя его личного и общественного благополучия во многих случаях противоречит устремлениям последнего, вызывает его противодействие. Ребёнок часто не понимает и не принимает чуждых ему педагогических требований, которые очень часто противоречат самой детской природе. При этом ребёнку безусловно запрещается выражать свое подлинное негативное отношение к тому, что с ним делают, и к тем людям, которые это с ним делают. Не дай бог, если он начнёт проявлять недовольство, возмущаться, кричать, плеваться, драться. Это ведёт лишь к усилению прессинга, к стремлению любым способом сломить волю маленького человека, сопротивляющегося тому, что для него является чуждым, неприятным, враждебным. Ребёнок должен не просто безропотно подчиняться взрослым (родителям, воспитателям, учителям), но и выражать любовь и благодарность тем, кто предъявляет противные его существу требования и добивается от него их «радостного» выполнения. В начале XX в. психолог Д.Н. Узнадзе писал, что два участника процесса воспитания — воспитатель и воспитуемый — по-разному представляют себе благоденствие. Ребёнок не понимает, почему он должен вести себя так, как предписывают ему родители и наставники, учителя и воспитатели. Почему он должен ходить в школу, тихо сидеть на уроках, решать задачи, выполнять домашние задания и т.п. И ребёнок начинает сопротивляться. А его заставляют, принуждают, «насилуют» во имя его же блага, его будущего, во имя высших педагогических целей. При этом внутренний мир ребёнка не созидается, а разрушается, подавляется его естественная природная активность, всячески ограничивается и контролируется его самостоятельность. И сегодня так же актуально, как и 250 лет назад, звучат слова Ж.-Ж. Руссо, обращённые к педагогам: «Стараясь убедить своих воспитанников, что повиновение есть долг, вы присоедините к этому мнимому убеждению насилие и угрозы или, что ещё хуже, лесть и обещания. Таким образом, прельщённые или принуждённые силой, они делают вид, что убеждены разумом» ([5]. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - С. 92.) Образование может быть не только благом; оно может оказаться злом, наносящим непоправимый вред растущему человеку. Б.М. Бим-Бад ([6] Бим-Бад Б.М. (р. 1941) — д-р пед. наук, академик РАО.) обращает внимание на то, как развращает учащихся «школьное "двоемыслие": поощряемое проговаривание вслух и как можно более "искренне" не того, что думаешь, а что надобно». Самый прочный урок, который усваивают молодые люди в любой школе, пишет он, — заключается в том, «что их первейшая жизненная заповедь должна быть «ублажай начальника и не вызывай у него чувства затруднения» ([7] Бим-Бад Б.М. Образование как преступление // Корнетов Г.Б.Введение в педагогику. - Ч. 1. - М., 2006. - С. 93). «Гнев и боль — нормальная реакция на душевную травму, — пишет современный швейцарский психотерапевт и педагог А. Миллер. Но поскольку причинившие эту травму наложили запрет на любое открытое выражение недовольства, а переносить душевную боль в одиночестве просто невыносимо, ребёнок вынужден подавлять эти чувства, вытеснять их в подсознание и идеализировать своих мучителей. Со временем он забывает о происшедшем. Гнев, тоска, ощущение бессилия, отчаяние, страх и боль, ушедшие в подсознание, находят выражение в разрушительных действиях по отношению к другим людям (преступность, геноцид) или к самому себе (потребление наркотиков, алкоголизм, проституция, различные проявления психических заболеваний, суицид)» ([8] Миллер А. Вначале было воспитание / Пер. с нем. — М., 2003. — С. 21). Любое насилие не проходит для человека бесследно. Особенно пагубно оно отражается на детской психике, тормозя естественную активность, унифицируя личность, формируя чувство собственной неполноценности, конформизм, подобострастное отношение к более сильному и жестокое к более слабому. Закладывающаяся в подсознание установка на то, что с помощью насилия можно решить любую проблему, способствует формированию мировоззрения террориста, для которого насилие — главное средство достижения любых целей, а демократия — непонятна и неприемлема. В традиционной школе учитель не просто руководит деятельностью ученика по освоению культуры, накопленной предшествующими поколениями, не просто управляет его развитием. Он организует пространство его жизни таким образом, чтобы иметь возможность постоянно контролировать каждый его шаг, направлять и корректировать его поведение. Свобода школьников если и допускается, то остаётся крайне ограниченной. Практически все сколько-нибудь важные решения за них принимают их наставники (в школе — учителя, дома — родители). Воспитывая чувство ответственности, учитель печётся только о выполнении учениками внешних, как правило, чуждых для них требований. Об ответственности за результаты своего свободного волеизъявления речь даже не идёт. Главным критерием оценки работы современной школы, как и прежде, остаётся успешность освоения учениками учебных программ, перегруженных информацией, далёких от их реальной жизни и непосредственных интересов. Учащийся, по словам И. Иллича ([9] Иллич И. (1926—2002) — священник, непримиримый критик школы), «научается путать преподавание с учением, продвижение из класса в класс с образованием, диплом с компетентностью, а бойкость речи со способностью сказать что-то новое» ([10] Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (Фрагменты из работ разных лет) / Пер. с англ. — М., 2006. — С. 25). Школьное образование преимущественно сводится к тому, что ученики получают готовые ответы на незаданные вопросы. Главными добродетелями учащихся, хотя и неявно, признаются послушание и прилежание. Послушания и прилежания требуют не только учителя от своих питомцев, но и директора от учителей и чиновники от директоров школ. Противоречия и трудности российского образования усугубляются недостаточным финансированием школы, сокращением количества квалифицированных педагогических кадров, консерватизмом педагогического образования, отсутствием внятных образовательных стандартов, излишней перегрузкой школьников, чрезмерным административным контролем за деятельностью школ. Сегодня отечественная массовая школа находится на этапе поиска новых моделей организации учебно-воспитательного процесса. В обществе сформировалось убеждение, что образование должно: • пробуждать потенциал каждого ребёнка, поддерживать и развивать его индивидуальность, создавать оптимальные условия для накопления личного опыта, способствовать самореализации обучающихся, готовить их к достижению жизненных успехов, приучать к самоконтролю и саморегуляции; • транслировать культуру, передавать детям опыт предшествующих поколений, вооружать новые поколения «инструментами», позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать её; • учить детей и подростков эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, готовить их к успешному осуществлению функций, соответствующих тем ролям, которые человек вольно или невольно играет в обществе как гражданин государства, член семьи, местного сообщества, профессиональной группы и т.п. И всё это в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков, быстрого устаревания знания, нестабильной общественной жизни, калейдоскопической смены социальных ситуаций, развития рынка труда, высокой конфликтогенности общения. Демократическая риторика, которой сегодня в России пронизана образовательная политика, за редким исключением, остаётся риторикой, иногда прекраснодушной, чаще откровенно лицемерной. Между тем попытки демократических реформ в нашей стране на протяжении двух десятилетий показывают, насколько школа (впрочем, как и общество в целом) не поддаётся демократизации «сверху». Очевидно, что традиционные подходы к воспитанию и обучению, продолжающие господствовать в массовой семейной и школьной педагогической практике, препятствуют не только демократизации образования, но и демократическим преобразованиям нашего общества в целом. В
Первым мыслителем, попытавшимся целостно проанализировать и преодолеть трудности и противоречия традиционного образования, был Ж.-Ж. Руссо. В своей теории естественного воспитания он доказывал необходимость следовать природе ребёнка, требовал «воспитывать не воспитывая», а в качестве главного средства воспитания использовать «хорошо направленную свободу». В XIX в. И.Г. Песталоцци, Ф. Фрёбель, Г. Спенсер, Л.Н. Толстой и некоторые другие теоретики и практики образования ставили ребёнка в центр педагогического процесса, стремились приблизить его обучение и воспитание к реальной жизни. На рубеже XIX-XX вв. в педагогике оформилось мощное реформаторское движение, стремящееся системно преодолеть противоречия и трудности традиционного образования. Его признанным лидером стал Д. Дьюи. |
|
|
Джон Дьюи: жизнь, творчество, эпоха Американского философа и социолога, психолога и педагога, общественного деятеля Джона Дьюи (1859-1952) по праву относят к числу самых выдающихся и влиятельных мыслителей XX столетия. На протяжении многих десятилетий Д. Дьюи был «сознанием своей страны», «аутентичным голосом демократии», пребывал в должности «национального философа». При вручении Д. Дьюи почётной учёной степени Парижского университета он был назван совершенным выразителем «американского гения». Для Д. Дьюи, безусловного приверженца социал-реформизма и либеральной демократии, главным рычагом демократизации общества являлось «универсальное образование», Просвещение в широком смысле. Школа была для него главным инструментом социальной реконструкции, а педагогика — практическим выражением философии. В необъятном наследии Д. Дьюи вопросам образования принадлежит особое место. Будучи автором около тысячи книг и статей, он более 180 работ посвятил педагогическим проблемам. Эти работы переведены на 35 языков и оказали огромное влияние на теорию и практику образования во всём мире. Д. Дьюи разрабатывал проекты образования по просьбе правительств Мексики, Турции, Китая, Японии, Южной Африки. В 20-е гг. прошлого столетия он был властителем дум советских педагогов, его идеи легли в основу реформ образования в первое десятилетие советской истории. Д. Дьюи родился ещё до отмены рабства в США, был свидетелем окончательного утверждения индустриальной цивилизации в развитых странах и умер после Второй мировой войны в эпоху ядерного противостояния двух социальных систем, когда мир стоял на пороге перехода к постиндустриальному обществу. Д. Дьюи был очевидцем грандиозных социальных и технологических изменений, происходивших в его стране и во всём мире. Экспериментальный характер мышления, присущий научному пониманию действительности, пронизывает все его мировоззрение. Будучи одним из создателей и главных идеологов философии прагматизма, Д. Дьюи видел в полезности главный критерий определения истинности всего и вся. Только результаты завершенной работы, по его убеждению, могли подтвердить или опровергнуть правильность понятий и теорий, которые помогали человеку познавать и преобразовать окружающий мир. Прагматизм («прагма» - греч. «дело», «действие») был для Д. Дьюи философией, которая должна не просто созерцать и объяснять действительность, а помогать людям решать их жизненные проблемы. Философию он мыслил как теорию просвещения, как инструмент обучения разумности, как средство, позволяющее сделать жизнь людей. Начав свой путь в
науке с исследования философии Г. Гегеля, Д. Дьюи обратился к педагогическим
проблемам, будучи профессором Мичиганского
университета (1884-1894), где с В 1894-1904 гг.
Д. Дьюи заведовал кафедрой философии, психологии и педагогики в Чикагском
университете. В В Школа превращалась в активную, личностно значимую жизнедеятельность в настоящем, а не только (и не столько) была подготовкой к взрослой жизни. Дети исследовали окружающий мир, приобретая не только знания, но и овладевая методами их получения и использования. Д. Дьюи создал школу как сообщество исследователей. В «Плане организации университетской начальной школы» (1896) он излагал проект школы, в которой ребёнок мог бы «вырастить себя», реализуя при этом общественные цели. Д. Дьюи успешно осуществил в школе идею программы «От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку», включавшую такие жизненные пространства ребёнка, как семья, школа, улица, район, город, страна, мир. Характеризуя особенности организации жизни лабораторной школы, Е.Ю. Рогачева пишет, что дети всех возрастов в школе Д. Дьюи посещали вокальные ансамбли, всем группам сообщались успехи учеников из других групп. Половину недельной нагрузки дети старших групп отводили на помощь младшим детям, особенно в создании различных предметов. Учителя в школе Д. Дьюи, ведя детей по пути к неизвестному, старались отталкиваться от уже знакомого им, использовали детское воображение как источник освоения окружающего мира. В начале своей деятельности весь коллектив школы пытался подбирать наиболее подходящие формы организации школьной жизни. Огромное внимание Д. Дьюи уделял занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся. С помощью вопросов учителя и его предложений дети как бы заново изобретали простейшие орудия для прядения шерсти. Эксперименты и открытия продолжались до тех пор, пока ученики не осваивали принципы работы современных ткацких станков. В школе изучали три этапа развития промышленности, оценивали вклад механических приспособлений в обработку сырья и превращение его в одежду. Изучая фабричное производство, они сравнивали простейшие машины с более сложными, исследовали механику и физику, делали математические расчёты. Дети развивали идеи, которые впоследствии применялись в изучении экономики, и она становилась понятной для учеников. Они разбирались в химических процессах, сами готовили сырьё, изучали крашение и учились отпаривать ткани ([14] Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст. — Владимир, 2005. — С. 83). Квинтэссенцию своих педагогических взглядов Д. Дьюи изложил в работе «Моё педагогическое кредо» (1897), которая стала подлинным манифестом нового подхода к организации образования подрастающих поколений, к реформе школьного дела. В работах «Школа и общество» (1898), «Ребёнок и программа» (1902), «Школа как социальный центр» (1902) Д. Дьюи обосновал свои основные педагогические идеи. В начале 1900-х гг. лабораторная школа стала мировой сенсацией. Она привлекала внимание теоретиков и практиков образования всего мира, в том числе и российских педагогов, восхищавшихся «школой Дьюи». В 1904-1934 гг.
Д. Дьюи — профессор философии Педагогического колледжа Колумбийского
университета. В эти годы он продолжал разрабатывать оригинальную концепцию
образования, много времени уделял подготовке учителей нового типа. В Уже в начале XX в. Д. Дьюи становится признанным международным авторитетом в вопросах образования. Его педагогические идеи оказались востребованы не только теоретиками и практиками образования, но и правительствами многих стран мира. Д. Дьюи является самой мощной фигурой в ряду лидеров движения новых школ и реформаторской педагогики, боровшейся против традиционного авторитарного образования (Г. Вивекен, Л. Гурлитт, О. Декроли, Э. Демолен, Э. Кей, Г Кершенштейнер, Э. Клапаред, У. Килпатрик, Р. Кузине, В. Лай, Г. Литц, Э. Мейман, М. Монтессори, П. Петерсон, С. Редди, К. Уошбёрн, А. Феррьер, Г. Шаррельман и др.). В России у истоков нового педагогического движения стоял Л.Н. Толстой. На рубеже XIX — XX вв. оно было представлено К.Н. Вентцелем, И.И. Горбуновым-Посадовым, С.Н. Дурылиным, А.У. Зеленко, Е.С. Левицкой, Н.И. Поповой, В.Н. Сорокой-Росинским, Н.В. Чеховым, С.Т. Шацким и др. В 1918-1919 гг.
Д. Дьюи посетил Японию, в 1919-1921 гг. - Китай. В Ещё до революции
идеи Д. Дьюи вызвали огромный интерес в России ([15]
См.: Малинин В.И. Джон Дьюи в оценке прогрессивной русской педагогики //
Советская педагогика, 1976. — № 6). В 1918-1929 гг. Д. Дьюи был
официально признанным кумиром деятелей Наркомпроса и советских учителей. В
знаменитых программах ГУСа были предприняты
серьёзные попытки реализовать многие его педагогические идеи. Советская школа
пыталась работать «по Дьюи», особенно ярко это проявилось в практике
знаменитых опытно-экспериментальных учреждений Наркомпроса РСФСР. В В Д. Дьюи публично отказался от негативного отношения к происходящему в Советском Союзе, которое существовало у него до посещения страны. «Я вынужден, — признавался он, — сдавать свои позиции, что, впрочем, естественно вызвано впечатляющим развитием прогрессивных педагогических идей и практики их воплощения под покровительствующим руководством большевистского правительства, и я говорю только о том, что сам видел, а не о том, что мне рассказывали» ([17] Дьюи Д. Впечатления о Советской России / Пер. с англ. // История философии, 2000. - № 5. - С. 247). Д. Дьюи писал о том, что наиболее глубокое впечатление на него произвело посещение детской колонии, находящейся в Ленинграде. «Нигде в мире, — восторгался он, — я не видел так много разумных, счастливых, умно занятых делом детей... Этот опыт не был единственным в своем роде, поскольку он подтверждался, хотя, может быть, не столь полно, в каждом детском и юношеском учреждении, которые я посетил» ([18] Там же. - С. 233-234). Однако в 30-е гг.
педагогика Д. Дьюи пришлась не ко двору сталинскому режиму,
ориентировавшемуся на авторитарность традиционного образования. Началось
взаимное отчуждение. Уже в Отчуждение перешло в открытую ненависть после того, как Д. Дьюи по предложению Л.Д. Троцкого стал почётным председателем Международной комиссии по альтернативному рассмотрению московских процессов 1937-1938 гг. и обвинений в отношении Троцкого. Относясь к нему более негативно, чем к И.В. Сталину, Д. Дьюи, тем не менее, в статье «Невиновен» разоблачил московские процессы и обвинения Л.Д. Троцкого в шпионаже и контрреволюционной деятельности, доказав их полную несостоятельность и абсурдность. Вплоть до середины 1980-х гг. имя Д. Дьюи в Советском Союзе если и не было под запретом, то, по крайней мере, могло упоминаться лишь в резко критическом, точнее, разоблачительном ключе. Так, в год смерти Д. Дьюи была издана книга В.С. Шевкина с весьма показательным названием «Педагогика Д. Дьюи на службе американской реакции» (М.: Учпедгиз, 1952). Со второй половины 80-х гг. в нашей стране наблюдается всё возрастающий интерес к педагогике Д. Дьюи. Издаются его произведения, а также статьи и книги о нём. Это объясняется и стремлением найти реальную альтернативу традиционному образованию, и огромным гуманистическим и демократическим потенциалом наследия американского мыслителя, и тем влиянием, которое его идеи оказали и продолжают оказывать на теорию и практику образования во всём мире. Д. Дьюи выдвинул и последовательно отстаивал идеал «прогрессевистского образования» как образования, проявляющегося в прогрессе (непрерывной реконструкции) опыта человека. Этот прогресс представлялся ему непрерывным и составлял цель, сущность, результат, значение и смысл самого образования. Он отстаивал идеал школы, являвшейся формой социальной жизни, миниатюрным сообществом, которое: • реализует в своем укладе образ желаемого общества; • активно взаимодействует с другими субъектами совместного опыта вне школьных стен; • стремится стать социальным центром; • стремится оказывать преобразующее влияние на местное сообщество (и на общество в целом). Рассматривая ребёнка в качестве центра педагогической вселенной, Д. Дьюи считал, что образование связано с практиками, существующими в сфере повседневной (внешкольной) жизни; направлено на развитие способности ребёнка эффективно участвовать в социальной жизни; осуществляется с помощью социальных условий, которые стимулируют способности ребёнка и побуждают действовать в качестве члена социального целого. Такое образование стремится к организации совместного сотрудничества детей в исследованиях (обучение деланием). При этом интерес к учению является подлинным нравственным интересом. Современные проблемы отечественного образования заставляют нас вновь обратиться к педагогическому наследию Д. Дьюи, тем более что многие его мысли созвучны новейшим исканиям теоретиков и практиков образования как в России, так и за рубежом. Две проблемы, разработанные великим американским мыслителем, особенно злободневны для нашего общества. Во-первых, это образование для демократии и, во-вторых, это образование для ребёнка. Именно в контексте решения этих проблем важно рассмотреть перспективы демократизации современной школы и организации образования на основе метода проектов. |
|
|
|
|