Памяти Валентина Васильевича Кумарина

 

 

 

 

 

 

Более двух лет минуло со дня кончины Кумарина Валентина Васильевича (25.04.1928 – 14.07.2002), доктора педагогических наук, профессора, известного учёного-макаренковеда, публициста, сотрудника АПН-РАО с 1965 г.

Валентин Васильевич уроженец деревни Княжеверятино Тамбовской области. Ранняя самостоятельность военного детства. При этом всегда учился он блестяще. После школы – военно-морское училище: офицер 4-го ВМФ СССР. Старшим лейтенантом уволился в запас. Экстерном закончил факультет иностранных языков Орехово-Зуевского педагогического института.  Собирался стать переводчиком, но знакомство с творчеством А.С.Макаренко круто изменило его  судьбу.    Стал учителем  в  сельской   школе-интернате Владимирской области.

 

 

Там же, будучи уже директором детского дома, скрупулёзно повторил методику Макаренко. Работа детдома была настолько успешной, что вдова великого педагога, Галина Стахиевна, предложила переезд в Болшево. Ровно год разбирали огромный личный архив А.С.Макаренко. Итогом стало поступление в аспирантуру НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (1961 г.), редакторство в журнале «Народное образование» (1962-1965 гг.), работа научным сотрудником, заведующим отделами, лабораториями (с перерывами) в системе АПН–РАО (1965-1998 г.). В 1975-80 гг. заведование отделом нравственного воспитания в НИИ педагогики Украины. Защищены диссертации по творчеству А.С.Макаренко. Автореферат кандидатской диссертации (1968 г.) стал основанием для первого президента АПН СССР, чтобы назначить Валентина Васильевича Кумарина учёным секретарём Президиума (1968-72 гг.); защита докторской диссертации (1987 г.) оригинальностью и неожиданностью видения автором методологических проблем теории воспитания А.С.Макаренко вызвала небывалую по накалу и продолжительности полемику в научной среде.

Последние 10 лет жизни предметом исследования учёного стало обоснование методологического фундамента педагогики на базе классического наследия, изучения кризисных явлений педагогической практики, развенчание педагогических стереотипов и догм. На этом пути автор узнал и цензурные преследования (одна из его книг была изъята уже в готовом виде, и весь тираж уничтожен), и неадекватную реакцию руководства из-за расхождения во взглядах на педагогическую науку и школьную практику.

Энциклопедическая эрудиция, широкое знание педагогической литературы, библиотека педагогической и общекультурной публицистики, собранная за годы работы на педагогической поприще, становились фактографической основой всех публикаций Валентина Васильевича. Им оставлено более 200 научных книг, брошюр, статей по проблемам воспитания и обучения. Только его статьи в центральных журналах и газетах («Коммунист», «Правда», «Труд», «Советская Россия», «Литературная газета», в украинских газетах) составляют по объёму более 10 п. л. Последняя публикация в «Литературной газете» от 6 февраля 2002 года вызвала большой читательских отклик учителей и родителей. До последнего своего часа Валентин Васильевич напряжённо работал, консультировал (в том числе и зарубежных коллег из лаборатории макаренковедения в Марбурге, где его хорошо знали как сотрудника, оппонента и блестящего лектора, свободно владеющего немецким). Осталась объёмная рукопись по вопросам реформирования школы. Она передана семьёй в журнал «Народное образование».

Рукописи, как известно, не горят. Вот только авторы уходят.

Вспомним Валентина Васильевича легко. Он тонко чувствовал юмор и ценил шутку, не чурался крепкого слова и образных сравнений. Вчитаемся в его тексты. Это лучшая память об учёном.

Коллеги                      

 

 

 

Ç (Заметки)    

Чтобы вернуться в другое место, из которого вы перешли на эту страницу, воспользуйтесь клавишами управления IE (¬ и ®). Они отображаются по нажатии F11.

 

 

 

 

Труды классиков природосообразной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

.



Hosted by uCoz