|
Труды классиков природосообразной педагогики |
|
||||
|
(1868-1936) |
Антон
Семёнович Макаренко Педагогическая
поэма |
(1988-1939) |
|
||
|
(первое полное издание без
сокращений при участии научных сотрудников
Педагогического музея А.С.Макаренко, г. Москва, науч. редактор издания Светлана
Сергеевна Невская) Электронный вид книги и
сопроводительные снимки обнародуется в сети к 65-й годовщине Победы в Великой
Отечественной войне по решению директора Центра
внешкольной работы им. А.С.Макаренко к.п.н. Владимира Васильевича
Морозова Все восстановленные тексты выделяются
наклоном, чтобы читатель мог сравнить новый
текст с уже привычным «устоявшимся». |
|
||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
Распространение бумажного выпуска книги закончено осенью
|
|
||||
|
В романе-поэме А. С. Макаренко, педагога и писателя, раскрывается
история рождения и развития колонии им. М. Горького и коллектива горьковцев
(1920 — 1928 гг.). Первыми воспитанниками были несовершеннолетние правонарушители:
подростки, юноши, а позже беспризорные дети. Нравственный переворот в их
воспитании происходил не сразу, а в ходе длительной, трудной и
самоотверженной борьбы педагогов-воспитателей во главе с А. С. Макаренко за
высококультурную личность, нравственно-светлую, с развитым чувством долга и
чести. Чёткая, продуманная организация детской жизни, нацеленная на
воспитание достойного гражданина Отечества, позволили добиться положительного
результата, когда, по словам Макаренко, «в живых движениях людей, в традициях
и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины»
рождалась новая педагогика. В горьковском трудовом воспитательском коллективе взрослых и детей
объединяли прежде всего учёба, производственно-трудовые взаимоотношения, общая
трудовая забота о лучшем завтрашнем дне, определённый стиль («дух») колонии:
мажорный тон, сочетание уважения с требовательностью, чувство собственного
достоинства, ощущение своей страны и многое другое. Макаренко доказал, что воспитательский коллектив, коллективная
организация жизни и деятельности колонистов — это самый успешный способ
воспитания личности каждого воспитанника. Вышедшая в свет в 1934 — 1937 гг. «Педагогическая поэма» неоднократно
издавалась и была переведена на многие языки. Однако в полном
(восстановленном по прижизненным изданиям и рукописи) объёме «Педагогическая
поэма» печатается впервые. Все восстановленные тексты даются курсивом, чтобы читатель мог
сравнить новый текст с уже привычным «каноническим». Данное издание позволит по-новому осмыслить жизнь и деятельность А.
С. Макаренко. Книга представляет интерес как для широкого круга читателей, так и
для родителей, педагогов, специалистов в области воспитания, преподавателей,
студентов педагогических учебных заведений, научных сотрудников и аспирантов. |
|
||||
|
(Все восстановленные тексты, как и в самой книге, выделяются наклоном) |
|
||||
|
От составителя. «Педагогическая поэма» и проза жизни
Антона Макаренко. («Поэма» о большой любви к человеку) |
3 |
|
|||
|
1. Разговор с завгубнаробразом |
15 |
|
|||
|
2. Бесславное начало колонии имени
Горького |
17 |
|
|||
|
3. Характеристика первичных потребностей |
26 |
|
|||
|
4. Операции внутреннего характера |
33 |
|
|||
|
5. Дела государственного значения |
40 |
|
|||
|
6. Завоевание железного бака |
45 |
|
|||
|
7. «Ни одна блоха не плоха» |
50 |
|
|||
|
8. Характер и культура |
57 |
|
|||
|
9. «Есть ещё лыцари на Украине» |
62 |
|
|||
|
10. «Подвижники соцвоса» |
74 |
|
|||
|
11. Сражение на ракитном озере |
80 |
|
|||
|
12. Триумфальная сеялка |
84 |
|
|||
|
13.
На педагогических ухабах |
90 |
|
|||
|
14. Братченко и райпродкомиссар |
97 |
|
|||
|
15. Осадчий |
104 |
|
|||
|
16. Чернильницы по-соседски |
110 |
|
|||
|
17. «Наш — найкращий» |
114 |
|
|||
|
18. Габерсуп |
123 |
|
|||
|
19. Шарин на расправе |
130 |
|
|||
|
20. «Смычка» с селянством |
136 |
|
|||
|
21. Игра в фанты |
141 |
|
|||
|
22. О живом и мёртвом |
148 |
|
|||
|
23. Вредные деды |
160 |
|
|||
|
24. Ампутация |
171 |
|
|||
|
25. Сортовые семена |
176 |
|
|||
|
26. Хождение Семёна по мукам |
184 |
|
|||
|
27. Командирская педагогика |
190 |
|
|||
|
28. Изверги второй колонии |
197 |
|
|||
|
29. Завоевание комсомола |
208 |
|
|||
|
30. Начало фанфарного марша |
215 |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
ЧАСТЬ
ВТОРАЯ |
|
|
|||
|
1. Кувшин молока |
228 |
|
|||
|
2. Отченаш |
237 |
|
|||
|
3. Доминанты |
251 |
|
|||
|
4. Театр |
264 |
|
|||
|
5. Кулацкое воспитание |
279 |
|
|||
|
6. Стрелы Амура |
288 |
|
|||
|
7. Пополнение |
300 |
|
|||
|
8. Водолечебница девятого отряда |
312 |
|
|||
|
9. Четвёртый сводный |
321 |
|
|||
|
10. Свадьба |
328 |
|
|||
|
11. Лирика |
343 |
|
|||
|
12. Осень |
354 |
|
|||
|
13. Гримасы любви и поэзии |
369 |
|
|||
|
14. Не пищать! |
377 |
|
|||
|
15. Трудные люди |
388 |
|
|||
|
16. Запорожье |
396 |
|
|||
|
17. Как нужно считать |
407 |
|
|||
|
18. Боевая разведка |
419 |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
ЧАСТЬ
ТРЕТЬЯ |
|
|
|||
|
1. Гвозди |
424 |
|
|||
|
2. Передовой сводный |
440 |
|
|||
|
3. Бытие |
459 |
|
|||
|
4. «Всё хорошо» |
474 |
|
|||
|
5. Идиллия |
488 |
|
|||
|
6. Пять дней |
500 |
|
|||
|
7. Триста семьдесят третий бис |
519 |
|
|||
|
8. Гопак |
532 |
|
|||
|
9. Преображение |
548 |
|
|||
|
10. У подошвы Олимпа |
567 |
|
|||
|
11. Первый сноп |
586 |
|
|||
|
12. Жизнь покатилась дальше |
609 |
|
|||
|
13. «Помогите мальчику» |
632 |
|
|||
|
14. Награды |
648 |
|
|||
|
15. Эпилог |
665 |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
|
|||
|
Общий план |
686 |
|
|||
|
Типы и прототипы «Педагогической поэмы» |
691 |
|
|||
|
Записи, использованные в «Педагогической
поэме» |
712 |
|
|||
|
Комментарии к «Приложениям» |
715 |
|
|||
|
|
|
||||
|
1-ая стр. обложки |
4-я стр. обложки |
|
|||
|
|
|
||||
|
Труды классиков природосообразной педагогики |
|
||||