|
|
|
|
|
Школа-хозяйство после
А.С. Макаренко: забвение или
возрождение? Владимир Моргун, заведующий кафедрой
психологии Полтавского государственного педагогического университета,
кандидат психологических наук Приводится по изданию «Альманах Макаренко», |
|
|
|
В основу статьи положен доклад автора на VII Международном
симпозиуме «А.С. Макаренко в постсоветское время»,
который состоялся под Франкфуртом-на-Майне. К статье прилагаются
материалы дискуссии, которые иллюстрируют актуальность
трудовой педагогики. Отношение к педагогическому творчеству
А.С. Макаренко переживало разные времена: от критики
со стороны «педагогического Олимпа» до его «канонизации»
советской системой воспитания и образования. В годы перестройки
под «каток» гласности попал и А.С. Макаренко. В России на роль Герострата
претендует Ю. Азаров, а в Украине идёт тихий саботаж: закрыта
лаборатория А.С. Макаренко в Полтавском пединституте, исчезают его
портреты из школ, не переиздаются произведения, макаренковеды
вынуждены защищать диссертации на завуалированные темы. Однако в пылу страстей — была ли педагогика Макаренко гуманной
или авторитарной, всеобщей или колонистской и прочее — совсем забыли, что в
первую очередь она была трудовой. В этом смысле рискну на
категорическое утверждение: советская педагогика никогда (даже в период
«канонизации» Макаренко) не была макаренковской, поскольку она никогда не
была и не смогла стать трудовой, а советские школы так и не стали
«школами-хозяйствами» (Моргун В.Ф. А.С. Макаренко и психология
личности // Вопросы психологии. 1988. №
4. С. 121-128.). Это подтверждает краткий исторический
экскурс. |
|
|
|
Судьба
«школы-хозяйства» в государстве рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции Знаменитую мысль Ленина («Учиться,
учиться, учиться делу коммунизма») в 30-е годы сократили до
троекратного «учиться...» не случайно. Ведь «дело» предполагало приоритет
труда, трудовой подготовки, но победили зубрёжка, вербализм в обучении. В
60-е годы была провалена трудовая реформа образования Н.С.
Хрущёва. В 70-е годы авторы Конституции СССР дописались до того, что детский
труд был запрещён в двух статьях (в государстве рабочих, крестьян и трудовой
интеллигенции?!), где говорилось об «эксплуатации» детского труда и его
«вредности» для здоровья детей. Хорошо, что гласность началась ещё тогда и
директор Гадячской школы-интерната, что на
Полтавщине, Андриевский в газете «Правда» отстоял новую редакцию статьи,
которая восстановила в правах труд детей как важнейший фактор воспитания! В
постперестроечной Украине, когда не работает «взрослое» производство, тем
более речь не идёт о «школе-хозяйстве» с детским трудом. Встаёт вопрос о
спасении системы профессионально-технических училищ, которые хотя и не
поднимались до уровня «школы-хозяйства» Макаренко, но всё-таки давали хорошую
трудовую подготовку. Если
представить интеграцию образования и труда в виде многоуровневой модели, то
можно выделить, по крайней мере, 9 типов школ по уровням трудовой подготовки: 0. школа
без трудового воспитания; 1. школа
с профориентационной диагностикой; 2. школа
с уроками труда; 3. школа
с самообслуживанием и общественно-полезным трудом; 4. школа
со «свободной мастерской» (по А. С. Макаренко); 5. школа
— профессиональное училище; 6. школа
с элементами сезонного труда (временных трудовых бригад); 7. школа-толока
(натуральное хозяйство) (по А. А. Захаренко); 8. школа-хозяйство
(по А. С. Макаренко). Как видим, массовая школа и в СНГ, и в Украине, и в России, к
сожалению, никогда не поднималась выше второго уровня. Да и второй уровень
не совсем полноценен, поскольку в большинстве школ не реализована
профориентационная диагностика, которая свойственна первому уровню. В итоге,
по данным НИИ образования взрослых РАО (Санкт-Петербург), на вопрос к
выпускникам школ о том, кто был их советчиком при выборе профессии,
большинство поставило школу и учителей лишь на... 4-6-е места. Здесь уместно привести макаренковский
критерий настоящего учителя: «Настоящий учитель должен заботиться о завтрашней радости
ребёнка, промежуточной и отдалённой перспективе развития его личности». Заботится ли школа о том, что ждёт выпускника после последнего
звонка? — вот коренной вопрос педагогики. «Школа-хозяйство» Макаренко давала
выпускнику не только аттестат зрелости, но и ещё три книжки — трудовую,
квалификационную и сберегательную (стартовый капитал). Она ждёт возрождения. |
|
|
|
«Школа работы» Г. Кершенштейнера и
«школа-хозяйство» А.С. Макаренко Была
ли идея и практическое воплощение «школы-хозяйства» А.С. Макаренко чем-то
сверхновым и оригинальным? На этот вопрос можно дать отрицательный ответ по
трём причинам. Во-первых, труд давно практиковался в колониях как средство
перевоспитания. Во-вторых, труд был необходимостью для выживания колонии в
условиях экономической разрухи после Гражданской войны. В-третьих, труд
получил теоретико-педагогическое и опытно-экспериментальное обоснование в то
время в работах Джона Дьюи («школа опыта»), Георга
Кершенштейнера («школа работы»), Вильгельма Лая («школа действия»), которые
мог цитировать Макаренко в своём дипломном сочинении «Кризис современной
педагогики» (1917). Заслуга
Макаренко в том, что он вслед за этими учёными признал труд не только
средством перевоспитания социально запущенных детей, но и средством воспитания
каждого «нормального» ребёнка. Более того, он доказал это в своих
«школах-хозяйствах» Полтавы, Харькова, Киева и пошёл дальше своих предшественников. Киевский
педагог Н. Абашкина, например, провела
сравнительный анализ творчества Г. Кершенштейнера и А. Макаренко. Она и
современные немецкие учёные сходятся в том, что Макаренко превосходит
Кершенштейнера по трём позициям. Если
Кершенштейнер больше настаивал на трудовых навыках, которые необходимы для
рабочих профессий, то Макаренко обеспечивал рост своих воспитанников до
«рабфаков» и высшего образования. Работа у Кершенштейнера была элементом
скорее обучения, а у Макаренко — настоящей трудовой деятельностью
(«труд-забота» и «хозрасчёт» — лучшие воспитатели). Кершенштейнер
ограничивался освоением технологических процессов, а Макаренко поднимался до
организации коллективного труда (его воспитанники были в роли мастеров,
бригадиров, конструкторов и пр.). Однако
ирония судьбы в том, что Кершенштейнер, находясь на четвёртом уровне трудовой
подготовки (см. выше), считается одним из отцов
«немецкого чуда», а невостребованный опыт Макаренко пылится на книжных полках
большинства школ СНГ. |
|
|
|
«Лаборатория психодиагностики» А.С. Макаренко и методика
анализа достижений учащегося у И.П. Волкова Если обратиться к лидерам педагогической практики, которые
развивают идеи Макаренко, то на первом уровне «школы-диагностики» показателен
опыт учителя из Подмосковья И.П. Волкова (Волков И.П. Цель одна — дорог
много. Проектирование процессов обучения. М.:
Просвещение, 1990). Для выявления и учёта склонностей (способностей и
интересов) учащихся с целью профилирования их образования и последующей
профориентации он предложил бестестовую методику
анализа продуктов деятельности, или жизненных достижений детей. Кратко изложим её упрощённую (а значит — более доступную для
учителя) модификацию (Моргун. В.Ф. Методика багатовимiрного аналiзу досягнень учня з метою профiлювання та профорi нтацii. Полтава, 1997). Один
раз в месяц дети, родители и учителя класса приглашаются классным руководителем
на часовую встречу-экспертизу лучшего достижения каждого ученика.
Достижение избирается самим учеником, приносится на выставку достижений в
класс, кратко излагается в устном выступлении и фиксируется на бланке «Банк
достижений учащегося» по определённым личностным и профессиографическим
параметрам (устойчивость достижений во времени, область достижений,
сложность, качество, уровень исполнения, инициативность, доминирующая форма
действия). За год или несколько лет подсчитываются
процентные соотношения по всем параметрам и делается
профориентационный прогноз на основные и дополнительные профили образования
или профессиональной подготовки, что особенно актуально в условиях
«свободного рынка труда». Прототипом
такой методики у Макаренко были карточки наблюдений за воспитанниками и
профессиональная консультация, когда выпускнику давались советы по выбору
профессии, которая не была прямо связана с его специальностью в
«школе-хозяйстве», а учитывала его действительно лучшие достижения. Автору
известен ряд школ Украины (в Луцкой, Полтавской областях),
где модификация методики Волкова находит применение. «Свободная
мастерская» А. Макаренко и «комната творческих дел» И.П. Волкова Критики
жёсткой профессионализации в опыте А.С. Макаренко почему-то забывают о таких
демократических моментах профессионального самоопределения. Каждому
новенькому А.С. Макаренко предлагал с неделю «пошататься» по колонии и
присмотреться к тем бригадам-отрядам, труд в которых будет для него самым
привлекательным. Более того, он просит разрешения открыть
«свободную мастерскую», в которой колонисты не выполняли промфинплан,
а занимались бы тем, чего душа желает (Макаренко А.С. Докладная записка об
организации свободной мастерской // Пед. сочинения:
В 8 т. Т. И.П.
Волков первую идею реализует через свободный выбор кружка по интересам, а
вторую — через «комнату творческих дел школьника», которая особенно
необходима для детей из неблагополучных семей. Таким
образом, его школа достигает третьего уровня трудовой подготовки (Волков И.П.
Цель одна — дорог много. Проектирование процессов обучения. М.: Просвещение, 1990). |
|
|
|
«Школа-толока» А.А. Захаренко как современный вариант «школы-хозяйства»
А.С. Макаренко На
наш взгляд, в Украине наиболее близко поднялся к уровню «школы-хозяйства»
Макаренко директор Сахновской школы Корсунь-Шевченковского района Черкасской
области А.А. Захаренко(Захаренко О.А., Мазурик С.М.
Школа над Россю. К.: Рад. школа, 1979. Моргун В.Ф. Школа-господарство
А.С. Макаренка: ступiнь чи вершина освiти? // Вiсник
Полтавського державного педагогiчного
iнституту iм. В.Г.
Короленка: Психолого-педагогiчнi науки / За ред. В.О. Пащенка.
Полтава, 1998. Вип. II. Т. 1. С. 56-69. Моргун В.Ф., Седых К.В. Делинквентный
подросток. Полтава.) Что
их объединяет? Во-первых, опора на педагогическую науку. Как ни сетовал А.
Макаренко на «педагогический олимп», он, по его же признанию, перечитал почти
всё, что было написано на русском языке по педагогике и психологии. Кроме
того, как раз полтавский учёный-педагог Г.Г. Ващенко помещает в своём
сборнике первую публикацию Макаренко об опыте колонии в Ковалёвке.
Сахновская школа, в свою очередь, много лет была
экспериментальной для известного советского учёного-педагога Л.И. Новиковой (Москва),
а сейчас её директор А.А. Захаренко — действительный член АПН Украины. Во-вторых,
их объединяет глубокое знание народной (семейной) педагогики. Не случайно «колонистский» педагог Макаренко пишет «Книгу для
родителей», а сельский педагог Захаренко краеугольным камнем обустройства школы
выбирает «толоку» (когда, например, всем коллективом отстраивают дом для
погорельцев), но делает эту «толоку» каждодневной, будничной работой. В-третьих,
их роднит блестящий публицистический талант. Правда, две книги о школе
Захаренко (первая — «Школа над Росью») пока ещё не
могут сравниться по объёму с солидным 8-томным наследием Макаренко. Но если
собрать все тексты выступлений Захаренко (а в ораторском искусстве ему
сегодня в Украине равных очень мало), то разрыв может резко сократиться. И последнее
— на этом обобщённом уровне анализа творчества Макаренко и Захаренко их
объединяют выдающиеся достижения в практической педагогике. Признавая
известный постулат, что воспитывает не столько школа, сколько общество, они
поднялись к таким вершинам педагогики, что их учебно-воспитательные
учреждения стали для большинства воспитанников наиболее ценны референтными («звёздными», как сказал бы отец социометрии
Д. Морено) группами, настоящими коллективами. Соответственно
— наиболее страшным наказанием для воспитанников было отстранение от такого
коллектива. Что
их разъединяет? На первый взгляд существенная разница в одном: если оппоненты
Макаренко часто его систему суживали до «колонистской педагогики» (для
детей, которые потеряли родителей, сирот-беспризорников), то Захаренко — директор
обычной сельской школы, после пребывания в которой
дети возвращаются в одно-, двух-, трёхъярусные семьи, к своим родителям и
прародителям. Однако
если присмотреться, то вопрос не такой уж простой. Мы уже упоминали, что
Макаренко активно практиковал семейное воспитание в колонии и коммуне. В
более поздний период творчества к нему стали попадать и дети при живых
родителях. Даже были случаи, когда родители сами приводили своих детей на
перевоспитание в коллектив к выдающемуся педагогу. Его теоретические позиции
также отрицали специальную колонистскую педагогику. Макаренко утверждал, что
законы «параллельного педагогического действия в разновозрастном трудовом
учебном коллективе» — наиболее универсальный педагогический фактор воспитания
и самовоспитания ребёнка. Если
Макаренко не имел организационной возможности поселить вместе с трудными
детьми их «педагогически запущенных» родителей, то Захаренко выбрал другой
путь. Он расширил стены школы до размеров... села Сахновки
и тем самым приобщил родителей к педагогической орбите школы, к «единому
разновозрастному отряду» (по Макаренко). Проиллюстрируем
это на нескольких конкретных технологических приёмах: 1)
все уроки в школе Захаренко объявлены открытыми для родителей; 2) в
школьном музее каждая семья представлена реликвией-экспонатом; 3)
каждое утро все жители села по селекторной связи узнают о школьных новостях и
о том, какие работы для добровольцев-родителей, учителей и детей
(определённого возраста) планируются на сегодня (толока каждый день!); 4)
родители принимают участие в анализе поведения своих детей в семье, эти
оценки заносятся в табель и обобщаются с самооценкой ученика, мнением
одноклассников, учителей, правления хозяйства. За
тридцать лет директорства Захаренко дети, учителя и родители построили в
школе методом толоки отдельный корпус для начальных классов, корпус школьного
музея, обсерваторию, планетарий (сам Захаренко по специальности — учитель
физики), зимний и летний бассейны, мастерские, теплицы, стадион, фонтан... И
всё это нужно было не только построить, но и эксплуатировать, ремонтировать.
Захаренко с улыбкой вспоминает, как в первый год его директорства одна мама
на вопрос анкеты, какой бы Вы хотели видеть школу, пошутила: «Хочу, чтобы мои
внуки (для детей она и не надеялась) учились в школе, которая была бы не хуже школ Ленинграда, Берлина и Киева». Молодой
директор воспринял это всерьёз и при помощи детей, учителей и родителей,
используя педагогические принципы Макаренко, Сухомлинского и других
(вспомним, например, главное кредо Волнина —
Макаренко: как можно больше уважения к человеку, как можно больше
требовательности к нему), создал такую школу, которой может позавидовать
любое столичное учебное заведение. Какое
же резюме относительно преемственности и новаторства? Даже невозможность физически
включить родителей в разновозрастной отряд колонистов не следует считать
принципиальным отличием педагогики Макаренко, поскольку с его воспитанниками
всегда находились квалифицированные учителя и производственники, а своими
педагогическими поэмами он пытался сделать единомышленниками всех взрослых
людей страны. Захаренко
посчастливилось создать единый педагогический коллектив детей, учителей и
родителей пока что в отдельно взятом селе. У него всё ещё впереди. Залог
успеха на этом пути — новаторский подход к системе воспитания Макаренко и
других выдающихся педагогов. Тем более что Захаренко возглавляет Творческий
союз учителей Украины. Он не навязывает педагогику Макаренко, а гуманно
демонстрирует её творческое воплощения на примере Сахновской «школы-толоки»,
что является новаторской реализацией концепции «школы-хозяйства» Макаренко в
современных сложных обстоятельствах. Бессмысленно копировать Макаренко,
Захаренко или других педагогов, ибо они — неповторимые личности. Продуктивным
станет творческое освоение их опыта трудовой школы («школы-хозяйства»,
«школы-толоки») применительно к новым личностям, новым реалиям. Этот подход —
важнейшее условие выживания школьного образования Украины в XXI столетии. |
|
|
|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 1, 2008 |
|
|