|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 1, 2008 |
|
|
|
|
|
Феномен
Макаренко парадоксален и интересен уже только тем, что на всём протяжении XX
века в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни одного достойного повторения его опыта. На дворе уже
XXI век, а Макаренко остаётся непревзойдённым мастером «производства
настоящих людей» методом «производственного воспитания». На производственном
труде замешана народная педагогика всех времён и народов. Производственный
труд — самый мощный воспитатель, а «производящая мощность человека» — самая
явная, самая бесспорная, самая ценимая характеристика, определяющая величину
его личности. Через эту характеристику раскрывается значимость человека для
других людей. XXI век
противопоставил две воспитательные стратегии: на выходе первой — Потребитель;
на выходе второй — Строитель, Созидатель, Творец! Макаренко — символ, бренд, если хотите, педагогики,
направленной на воспитание «Человека производящего». Именно такой
человек нужен сегодня России. Земли России, климат России, природные ресурсы
России — вот то, чем мы обязаны постоянно овладевать посредством труда. Наша
трудоспособность — «производящая мощность» каждого человека, определяет, в
конечном счёте, вектор развития русской цивилизации. Воспитание
трудоспособности в целях развития страны и должно стать главной идеологемой российской школы. А есть
ли более достойная веха воспитания в конкретных исторических условиях?
Хозяйственные победы, добываемые производительностью труда — это хорошая
замена победам военным. Или поражениям. А нам ли не знать пену военных побед? Перед
лицом этой достойной цели вся российская система образования, имея за спиной
блистательный опыт Макаренко, держит фигу в кармане:
производственное обустройство школ уничтожено до основания, производственная
деятельность школ предельно усложнена в правовом плане, производственный труд
детей на деле запрещён. Как в этих условиях воспитать «Человека
производящего» — того самого, который удвоит ВВП, загадка. Альманах
«Макаренко» — это средоточие наших поисков выхода из бесплодных тупиков
школы «голой учебы», «воспитывающего обучения» и даже «деятельностных
подходов». Для воспитания нужна не просто деятельность, а деятельность
плодотворная, имеющая общественно одобряемый и хозяйственно успешный результат.
Пустопорожние «проекты» и «исследования» окажутся такими же немощными
воспитателями, как и прежние моды. У воспитания посредством дела, увенчанного
общественно значимым продуктом, сегодня замены нет! Алексей Кушнир, главный редактор |
|
|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 1, 2008 |
|