|
К оглавлению «Альманаха
Макаренко» № 2, 2008 |
|
|
|
|
|
НОВАЯ ГЛАВНАЯ
ТОЧКА В образовательных верхах появилась
новая мода: говорить о воспитании «грамотного потребителя» как о важнейшем
приоритете работы с детьми и молодёжью, что хватит, мол, делать ставку на воспитание
«человека-творца», что ставка эта не оправдала себя... Но вот в недавнем интервью журналу
«Итоги» Министр образования и науки Андрей Фурсенко
назвал новую главную точку приложения сил ведомства — начальное и среднее
профессиональное образование и поратовал за развитие «технологического
профиля школ, чтобы в них появлялись не только компьютеры, но и
технологическое оборудование». Надо полагать, что Министр имеет в виду
технологическое оборудование для целей начального профессионального обучения. Если этот новый
приоритет увязать со вновь декларируемым приоритетом воспитания, если
добавить сюда понимание глубоких различий между психологическим содержанием
учения и производственной деятельности, а также различий в мощности
воспитательного воздействия, то эту новую учебно-технологическую среду вполне
можно принять за первые кирпичики в основании будущей инфраструктуры
школьного производственного воспитания, потребность в которой лежит на
поверхности, но остаётся невидимой для зрения образовательного ведомства. Необходимость восстановления в школе
технологического обучения ведомство уже видит с помощью прямых указаний
президента и премьера. А вот идея воспитывать в человеке способность
производить остаётся пока немодной, даже враждебной духу и букве текущей
образовательной политики. Само понятие образовательной политики
нарушает исторически сложившееся смысловое и семантическое поле функционала и
целей систем образования. Если бы существовала «политика в области
воспитания», то было бы трудно увильнуть от измерения результатов воспитания,
пришлось бы обращаться к понятию зрелости, описывать зрелость как способность
молодого человека, например, отвечать за себя, кормить себя... Сколько ни
делай вид, что образование включает в себя воспитание, не читается, не
слышится там воспитания, и нет соответственно воспитательной политики. Если
нет такой государственной политики, то нет и воспитания, нет специальной
инфраструктуры воспитания, а уж инфраструктуры производственного воспитания
нет даже и в помыслах. Сегодня надо доказывать то, что для
здравого смысла и научной педагогики является аксиомой: воспитание — не то же
самое, что обучение; инфраструктура воспитания отличается от инфраструктуры
обучения; воспитание, в котором нет места привлекательному для детей труду —
профанация; привычка (учёба отличается от привычки к труду... и т.п.) Даже педагог-профессионал нет-нет да и воскликнет, что учёба, мол, тоже труд. Да, действительно, учёба тоже трудна...
Но в учёбе нет коллективного действия, технологической дисциплины и
системности, экономической целесообразности и заинтересованности, нет
постоянной оптимизации, и, главное, в учёбе нет продукта-результата,
общественная ценность которого очевидна для всех здесь и сейчас. Вот этот самый продукт, обладающий техническим совершенством и
экономической стоимостью, производит филигранно точную настройку ценностных
ориентации молодого человека на созидательный, производительный и
продуктивный лад. Но не только воспитательная мощность кроется в
производстве и производственных отношениях. Ещё не понят до конца и не принят
во внимание дидактикой обучающий потенциал производственного процесса. Технологическое оснащение школ не
только в учебных, а и в производственно-воспитательных целях — дело будущего.
Но в современных школах-хозяйствах уже есть производственная инфраструктура с
соответствующей практикой воспитания и обучения, созданная их собственными
усилиями и заработками, его цеха, угодья, поля, станки, сельхозтехника и,
главное, производственный процесс, воспитывающий «привычку к труду
благородную» и личность созидательного типа. Любому технологическому
оборудованию, поставленному в учебных целях, здесь придадут нужную
педагогическую модальность. А вот «школа голой учёбы», избрав в качестве
перспективы развития некий технологический профиль и даже наладив процесс
технологического обучения, едва ли сможет с ходу создать педагогическую
атмосферу производительного типа. Примеров, когда дорогостоящее оборудование,
подаренное благотворителями, пылится годами, — великое множество. Для
школьных детско-взрослых производств как институтов воспитания нужна
адекватная педагогическая среда, опирающаяся на добротную педагогическую
теорию, в которой нашлось бы место производственной деятельности детей как
средству воспитания. В нашей же теории воспитания с трудом обошлись
хирургически. Поэтому такие воспитательные производства придётся взращивать и
развивать почкованием, для чего и нужны «зоны роста» — действующие
школы-хозяйства России. На фоне моды на «воспитание грамотного
потребителя» заявление Министра даёт надежду, что образовательный корабль
выправит свой курс, что у нас появится политика в области воспитания, что
дымовая завеса «измерения знаний» уже не сможет скрывать отсутствие
«измерения результатов воспитания» при отсутствии воспитания. Продолжать
строить «школу потребителя» сегодня, в ситуации мирового экономического
кризиса и катастрофически низкой производительности труда в России, слабости
нашего внутреннего производства, — не просто ошибка, это прямой ущерб
национальной безопасности страны. Задачи удвоения ВВП, глубокого освоения
Сибири и Дальнего Востока, развития инновационной экономики требуют
сосредоточения образовательной политики и практики на воспитании и обучении
личности продуктивного, производящего типа — строителя собственной жизни и
жизни страны. Без школьного производственного (производящего, продуктивного)
воспитания, оснащённого соответствующей инфраструктурой, это невозможно. «Культурный потребитель» как
психологический тип также обладает производящей способностью. Но его
способность к созиданию детерминирована стремлением «иметь», а не «быть». Как
это стремление — по сути, жажду стяжания — вписать в нашу ментальность, в
традиции жизни? В нашу реальность, в конце концов, которая отличается любой
толерантностью, кроме толерантности к «имению»... Какова была бы сама
духовная жизнь народа, будь каждый из нас окружён преимущественно людьми
потребительского склада? Тот, кому пришлось провести несколько месяцев в
развитом обществе потребления, наверняка смог бы поделиться чувством резкого
неприятия повсеместных лицемерных приветствий типа «Can I help You?», когда изначально ясно, что приветствующий
мыслит исключительно в плоскости «как поиметь с
тебя». Надо сказать, что в нашей стране идея
воспитания «человека-творца» всегда была пустой декларацией. Если мы и
производили людей созидательного типа, то исключительно за счёт культурной
традиции, а не за счёт специальной заточки школы под эту задачу. Говорить,
что идея, которая никогда не была реализована, себя не оправдала, это «ловкость
слов». Кто, где и когда видел в нашей школе инфраструктуру воспитания
человека созидающего, производящего, строящего типа? Как можно стать
человеком созидающим, если до самого совершеннолетия и далее школьник в массе
отлучён от всякого строительства и производства? Причём это отлучение
начинается с педагогических теорий, согласно которым труд исключён из числа
«ведущих» видов деятельности растущего человека, и заканчивается прямым
законодательным запретом детского труда. Детско-взрослые образовательные
производства — самый эффективный инструмент увеличения стоимости
человеческого капитала, производимого школой. Наукоёмкие и прибыльные
производства, в которых детско-взрослые коллективы непосредственно участвуют
в производстве и реализации продукции, в организации труда, а также в
описании и проектировании деятельности, — наилучшая среда для наращивания
производящей способности человека. Сегодня идея детско-взрослых
образовательных производств завоёвывает умы и сердца всё большего числа
профессионалов образования. На страницах альманаха наряду с осмыслением макаренковского наследия представлен опыт уже
состоявшихся школ-хозяйств — победителей V и VI
Международных конкурсов имени А.С Макаренко. Мы продолжаем по крупицам собирать опыт
производственного воспитания со всей страны и
пытаемся увидеть, ухватить в нём те самые макаренковские
воспитательные универсалии, которые поставили Антона Макаренко в ряд самых
выдающихся педагогов мира в XX веке. Макаренковское «мы здесь людей делаем...» в полной мере справедливо
в отношении российских школ-хозяйств, которые в стране есть, но которых как
бы и нет, поскольку в системе образования нет такой составной части -
производственного воспитания — взращивания в человеке производящей мощности.
А между тем эта самая мощность является ключевым ресурсом для удвоения ВВП,
для перехода на инновационный режим развития страны и для прочих прорывов. Фокусом
образовательной политики должно быть прежде всего
качество человеческого капитала, производимого образованием для собственной
страны и собственного народа! А.М. Кушнир, Д.В.
Григорьев |
|
|
К оглавлению «Альманаха
Макаренко» № 2, 2008 |
|