|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 2, 2009 |
|
|
|
|
|
ПЕДАГОГИКА ДЕЛА:
возвращаем утраченное Умение воспитывать - это всё-таки
искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо
писать картины, был. хорошим фрезеровщиком или токарем...» (А.С. Макаренко).
Пора нам, наконец, понять, что Макаренковское педагогическое наследие —
кладезь наших воспитательных возможностей. В отличие от других классиков
педагогики он целиком посвятил себя исследованию воспитания, пытаясь привести
воспитание в точное соответствие с развитием общества, а педагогическую мысль
сделать мощным фактором ускорения социально-экономического прогресса. Великий
педагог являлся сторонником того, что педагогика могла бы «обгонять общество
в его человеческом творчестве», и успешно делал то, что по-настоящему не
осознано даже в современных условиях: расширял предмет педагогики и сферу
воспитания, отчётливо видел их роль в процессе человека и общества. Наша действительность подтверждает
прогнозирование педагога-оптимиста. Так, мировая практика свидетельствует, что
и само общество, и экономика могут успешно развиваться на определённых
педагогических началах. К сожалению, передовая педагогическая мысль не
получила в нашей стране приоритета на инновационную деятельность. Нелёгкие
времена переживает педагогика сегодня. Деградация культуры и широко распространившаяся
безнравственность и бездуховность в мире человека ведут страну на грань
опасных социальных последствий. Профессор философии Ю А Шрейдер в своих
заметках отмечает: «Самая страшная из грозящих нам катастроф — это не столько
атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека
на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». Об этом с болью говорит и митрополит
Владимир: «Юные души не получают противоядие от нравственного растления. И
всё это будет продолжаться, пока воспитание в России подменяется
антивоспитанием...». Налицо творческий паралич самой педагогики. Чтобы
противостоять натиску бездуховности и безнравственности, нам необходимо
предпринять срочные превентивные меры. Одна из них: сложная и трудная задача
педагогического преобразования - нравственная и духовная реабилитация
человека. В самом деле, человек начинается только
тогда, когда он научается преодолевать свою естественность, самообуздывает
свои инстинкты. Мы являемся обладателями уникального, бесценного достояния —
нашего педагогического наследия. Главный педагогический урок, оставленный нам
великими предками, определяется так: «Человек — есть предмет воспитания, а
миссия педагогики — есть искусство делать человека нравственным».
Нравственность — это, прежде всего, воспитанные чувства, а также знания о
нормах бытия, которые складываются между достойно живущими людьми. И
человеческое достоинство формируется из представлений о своём жизненном
предназначении, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Удручающая ситуация сложилась в
практике образования с трудовым и производственным воспитанием: нежелание и
неумение трудиться наличествуют у большинства детей и подростков. Элементарно
организовать собственный труд становится непосильным для многих. Воспитание
трудолюбия отсутствует в школе и семье. Педагогические преобразования
требуются и здесь. Ядром этого преобразования стал
коллектив редакции журнала «Народное образование» и «Макаренковская ассоциация»,
возрождая в России Педагогику Дела. Педагогика Дела — это педагогика,
которая воспитывает в человеке потребность в труде и, самое главное,
способность трудиться. Производственное воспитание — живительная сила
Педагогики Дела, потому «что труд детей на производстве открывает многие
воспитательные пути». (АС Макаренко). Уникальный опыт воспитания детей через
производственный труд сегодня приобретает всё большую значимость, о чём
свидетельствует возросшее число участников ежегодного Макаренковского конкурса
среди школ-хозяйств и школ-производств. Опыт показывает: в образовательных
учреждениях, где введён производственный труд, у ребят складываются особые
отношения к труду, формируется трудовая культура, определяется интерес к
выбору профессии. Само производство обеспечивает им наиболее благоприятные
возможности к самореализации своих способностей, умения работать
производительно, сравнивать и оценивать результаты совместного труда и многое
другое. Рассуждения сегодня об устарелости
воспитательной педагогики А.С. Макаренко — выдумка тех, кто ищет более лёгкие
пути «воспитывающей деятельности через досуговые мероприятия». Воспитанники
Антона Семёновича проходили суровую школу жизни и приобретали привычку к
труду, учились самостоятельности мышления не столько на уроках, сколько в
реальной трудовой жизни. В результате в 12-15 лет они уже имели
развитое экономическое мышление, знали механизм хозрасчёта, что такое
самоокупаемость производства и бригадный подряд. Самое интересное, они
упражнялись в демократических выборах директора предприятия из состава своего
коллектива, на практике убеждаясь в преимуществах разумного сочетания
народовластия с единоначалием. Принципы демократии для них были не декларацией,
а образом жизни. Общеизвестно: не всякий труд таит в
себе педагогическое содержание. Труд вообще не является воспитательным
средством, считал Антон Семёнович. Воспитательным средством является такой
труд, который организован определённым образом, с определённой целью, который
является частью учебно-воспитательной работы учреждения. Вот почему значимость
Педагогики Дела сегодня вновь приобретает целесообразность. Развивая туже
позицию в своих научных исследованиях, А.И. Адамский (2003) отмечает
следующее: «Педагогика, если она ещё не умерла в момент ухода ребёнка в
интернет-кафе, может защитить своих учеников, только пользуясь открытиями,
равноценными тем, на которых строится «массовая цивилизация». Это понимал великий педагог Антон
Семёнович Макаренко, у которого дети, воры и убийцы были вовлечены в
супертехнологичное производство того времени. Макаренко сделал гениальное
открытие (своего рода «квантовую педагогику»), соединив потребность подростка
стать частью нового мира и необходимость деятельного возращения этого
подростка в нормальную человеческую жизнь... В отчуждении ребёнка, подростка от
труда и заключено начало наших бед в воспитании подрастающих поколений.
Хорошо организованный труд создаёт культуру. Великолепно выполненная своими
руками вещь становится источником положительных эмоций, чувства радости и душевного
просветления. Бездуховность принудительного труда ведёт к душевному
опустошению, оболваниванию, создаёт почву для произрастания человеческих
пороков: алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений всех видов.
Высокоорганизованный и высокооплачиваемый производительный труд оттачивает и
повышает уровень труда. Между трудом и культурой лежат главные ценности
человеческого достоинства Человек ничего не выдумал лишнего — всё между
трудом и культурой. Всё очень просто и в то же время сложно. Этого хотел
великий педагог и этого добивался от своих воспитанников благодаря его
Педагогике Дела В.В. Морозов |
|
|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 2, 2009 |
|