|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 2, 2009 (с. 9-13) |
|
|
|
|
|
В XXI веке
педагогика А.С.Макаренко нужна нам, как никогда В.И.Слободчиков (завершение статьи – выделено нами) <…>
И в этом смысле, принципиально ошибочным и профанирующим в советской педагогике было
сведение всей грандиозности социально-педагогического опыта А.С. Макаренко
только к педагогическим технологиям, к методическому инструментарию, применимым
к тому же только в работе с беспризорными и малолетними правонарушителями. Педагогика
Макаренко — это не описание того, что есть, не рецептурный
справочник, не набор технических отмычек для разных педагогических задачек.
Это — осмысленный, содержательно насыщенный образ такой жизни, которая должна
быть одновременно выверенной программой деятельности по воплощению этого
образа. И если уж использовать словечко «технология», то
прежде всего это гуманитарная технология, технология построения
антропологической практики, практики построения условий выращивания,
становления и развития собственно человеческого в человеке. До сегодняшнего дня мы всё ещё имеем дело с плохо прочитанным
и плохо понятым Макаренко. Наши западные
коллеги делают это более успешно. Ещё ждёт своего часа сочувственное
внимание к наследию А.С. Макаренко, в котором он раскроется и как гениальный
педагог, и как блестящий социальный психолог, и как теоретик педагогической
антропологии. Мы живём в такое время, когда нужно
очень трезво относиться к своему прошлому. Трезвое отношение — это профессиональное отношение. Кроме макаренколюбов, нам нужны профессионалы-макаренковеды. Надо принять это в
качестве задачи и действовать в этом направлении. Тогда Макаренко найдёт своё
место в новом временном пространстве. И будем помнить: тот, кто выбирает
стратегию выживания, непременно погибнет. Будет жить тот, кто выберет
стратегию жизни. |
|
|
К оглавлению
«Альманаха Макаренко» № 2, 2009 |
|