|
|
|
|
Владимир Моргун (Полтава) |
|
|
|
|
|
Педагогика А.С. Макаренко и социальная реабилитация Г.Х. Кофода |
|
|
(Народное образование. 2003. №5) Ганс Христиан Кофод,
создатель школы социальной реабилитации молодёжи и взрослых в Копенгагене в
1928–1952 гг., не был знаком с воспитательной системой А.С. Макаренко.
Однако, разделённые языками и границами, оба педагога пришли к потрясающе
близким концепциям и опыту воспитания социально запущенных детей, молодёжи и…
взрослых. И даже свои педагогические заведения открыли почти одновременно. Гуманизация воспитания и свободное самоопределение воспитанников.
Макаренко считал, что «достойным нашей эпохи… организационным заданием может
быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время
даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности»1. Из
названия колонии Макаренко также изымает такие унизительные определения
детей, как «несовершеннолетние преступники», «социально дефективные» и т.п. В
своей колонии он снимает ограждение из колючей проволоки и отменяет карцер. В
школе для молодёжи (с 18 лет) и взрослых (до пенсионного возраста) Г.Х. Кофода принцип гуманизма также играл ведущую роль. Дети
могли свободно поступать в школу и так же свободно выходить из неё. Учеников
направляли в школу социальные работники, некоторые поступали из центров
труда, служб психиатрической помощи, тюрьмы, больницы и других заведений.
Каждый день школу посещали 650 учеников, а ротация за год достигала трёх
тысяч — за счёт безработных, беспризорных, одиноких, изолированных,
наркоманов, алкоголиков, неадаптированных иммигрантов и др. Постоянный
персонал школы Кофода составлял более 150 человек.
Это учителя, квалифицированные мастера-производственники, социальные
педагоги, врачи, медперсонал, консультанты. Кроме того, временно там работали
более 100 учеников-помощников. Ясно, что характер поступления
воспитанников в колонии Макаренко по сравнению со школой Кофода
был более принудительным. Однако со временем
некоторые родители начали добровольно приводить своих трудных детей к
Макаренко. За период жизни в колонии у большинства детей формировалось такое
удивительное чувство единой семьи, что исключение из колонии считалось самым
большим наказанием для них. Принцип параллельного взаимодействия
воспитателя разновозрастного коллектива и самой личности. Нет
большой надобности доказывать фундаментальность взаимодействия трёх
субъектов воспитания в педагогическом процессе: родителей, государства (через
своих представителей: учителей, педагогического коллектива школы, класса) и
самих учеников. Этот принцип в макаренковской педагогике известен как
«параллельное действие», а в кофодовской — как
«помощь в самопомощи». Разворачиваясь в пространстве и времени
воспитательного процесса, эти два принципа блестяще дополняют друг друга: все
усилия параллельного взаимодействия воспитателя и ученика во время пребывания
в педагогическом заведении направлены на развитие самовоспитания (самопомощи)
бывшего ученика, которое не оканчивается для него с завершением обучения.
Мощное средство самовоспитания представляет собой и демократическое
самоуправление в едином разновозрастном коллективе. Образованность как профилактика дезадаптации человека. Сколько бы ни упрекали Макаренко в
игнорировании образования, но он делал всё возможное, чтобы его воспитанники
достигали наивысших успехов в звене «школа — ПТУ — рабфак — высшее учебное
заведение». А в труде он приобщал воспитанников к самым передовым технологиям
производства. Кофодовская школа также заботилась об образовании своих
учащихся. Более 35 учителей обучали детей по индивидуальным программам. Из
150 курсов и спецкурсов советник по образованию помогал каждому выбрать
предметы, и таким образом ученики создавали программу по своим желаниям и
потребностям. Пять раз в году проходили сквозные трёхдневные семинары, в
которых могли принимать участие слушатели по всем специальностям. Как
правило, выбирались общие темы, интересные для всех: «Европа», «Копенгаген»,
«Растительный мир», «Психология», «Литература» и т.п. Такие семинары
дополнялись экскурсионной программой. В учебном отделе имелась библиотека в
7000 единиц хранения, в том числе художественной и научной литературы, а
также газеты и журналы, необходимые для обучения. Срок пребывания в школе был
не ограничен и зависел от персональных успехов учеников. Разнообразный труд и заработок как
мощное средство социальной реабилитации. У Макаренко трудовое воспитание
играло ведущую роль в воспитании несовершеннолетних. В его заведениях
применялись всевозможные виды труда: от самообслуживания до производства той
или иной продукции. Он отдавал должное и воспитательному влиянию честного
заработка, который воспитанники делили потом на три
части: личные нужды, поддержка заведения и сбережения. В школе Кофода
также большое внимание уделялось трудовой подготовке учеников. Их приучали к
самообслуживанию, вовлекали в работу в реабилитационных, а также
производственных мастерских. Работали там по сменам продолжительностью 1 час.
Максимальное количество смен — три, поскольку необходимо было время для
обучения, самообслуживания и отдыха. Единицей заработка был так называемый
доллар Кофода, который приравнивался к одной
датской кроне и являлся внутренней валютой школы. Приобретать
квалификацию можно было в цехах: столярном, художественном, печатном, по
ремонту машин, в транспортном отделе, в прачечной, на складе одежды и мебели.
Средний период пребывания в мастерских и цехах — 9 месяцев. Трудовая практика (сроком до 1 года)
приравнивалась к настоящему производству — и по режиму, и по количеству
продукции. Культура свободного времени и отдыха. В
заведениях Макаренко было множество спортивных секций, действовали «свободная
мастерская», технические кружки, кружки художественной самодеятельности и
т.п. В школе Кофода,
хотя 85% её учеников имели личное жильё, также уделяли много времени досуговой деятельности. Проводились вечеринки и
праздники, летом — прогулки на собственном судне, а также путешествия в
Зеландию, где у школы был свой дом отдыха. Ученики должны были сами оплатить
недельное пребывание в нём. Медицинская и консультативная помощь.
Здоровая пища, режим сна, занятий и труда, медицинское обслуживание
воспитанников — важный фактор их самочувствия и социальной активности. В
школе Кофода было 37 кроватей: 10 — для содержания
больных, остальные — для размещения беспризорных. В школе были врач и
медсестра, раз в неделю приглашался психиатр. Кроме того, в школе трудились
социальные работники, психологи, юристы, консультанты по вопросам обучения и
занятости. Последние, в частности, организовывали курсы поиска работы. Такой
поиск работы был введён в индивидуальный план занятий каждого ученика. Результативность педагогических систем
Макаренко и Кофода и их перспективы. Блестящим
результатом работы А.С. Макаренко и возглавляемых им педагогических
коллективов было то, что все его воспитанники вставали на путь исправления,
рецидивистами после колонии и коммуны не становился никто. Директор
Кременчугского мемориального музея А.С. Макаренко П.Г. Лысенко убедительно
доказывает это в двухтомнике «Теория и практика А.С. Макаренко в судьбах его
воспитанников» и «Судьба воспитанников А.С. Макаренко»2. Кроме того, можно
посмотреть следующие работы3. В школе Кофода
судьба выпускников складывалась таким образом: 25% учеников после завершения
образования получали работу или продолжали профессиональное обучение за
пределами школы, 25 — получали пенсию и одновременно продолжали работать, 50
— не трудились, получая социальное пособие. Но все они прекращали вести
асоциальный или антисоциальный образ жизни
(порывали с пьянством, наркотиками, попрошайничеством,
преступлениями и т.д.). Как видим, мощные педагогические
системы Макаренко и Кофода приводили к
стопроцентной социальной реабилитации воспитанников. Нынешний переход к рыночной экономике с
её конкурентной борьбой и связанный с этим рост пьянства, наркомании,
беспризорности и т.п., к сожалению, касается и взрослых, и детей. Поэтому
опыт Макаренко и Кофода и сегодня актуален. г. Полтава |
|
|
Исходное место статьи в сети . |
|
|
|
|
|
|
|